ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ

        С 1 сентября 2012 года  МБОУ СОШ №7 г. Сальска является пилотным  учебным заведением по апробации проекта «Шахматы в школе». Руководителем кружка является педагог дополнительного образования Кравченко И.И., за его плечами большой опыт, он неоднократный чемпион района по шахматам и призер областных соревнований. Проект «Шахматы в школе» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе  подразумевает постепенное проникновение шахмат  в систему школьного образования для достижения значимых для системы образования целей.

        Данная программа направлена на формирование специальных знаний и навыков, чтобы каждый обучающийся в дальнейшем обладал следующими качествами:

- самостоятельностью и критичностью мышления;

- умением мыслить как логически, так и творчески;

- развитой интуицией;

- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;

- цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;

- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;

- хорошей, а может быть, даже отличной памятью;

- умение планировать, анализировать, контролировать;

- самодисциплиной и самоконтролем;

- уважению к чужому мнению;

- развитой фантазией и воображением;

- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;

- способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

       Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и опыт показал, что прекрасным средством для реализации этой благородной цели  являются шахматы. 

      Актуальность данного проекта вызвана потребностью осмысления организации и содержания   обучения  шахматной игре учащихся начальных классов.   Данная  работа, проводимая в МБОУ СОШ №7, отражает поиск   действенных форм и методов обучения детей шахматной игре, ведь шахматы   формируют характер, свойства и качества натуры ребенка, помогают в учении, развивают многие произвольные процессы: мышление, внимание, память, т.е. являются не только механизмом интеллектуального развития, но и здоровьесберегающей технологией. Занятия по шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

     Заместителем директора по УВР Кияновой И.А. ведётся мониторинг уровня овладения обучающимися умением играть в шахматы. В начале обучения из 100 человек, участвующих в апробации проекта, только 28 знали правила игры. Но к концу 2012-2013 учебного года 100% детей знают названия фигур и умеют играть в шахматы. Данная внеурочная деятельность положительно влияет на совершенствование у обучающихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

            Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

            Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций.

План работы клуба "Белая ладья"

План работы.docx
Microsoft Word документ 13.6 KB
Программа кружка Шахматы.docx
Microsoft Word документ 47.4 KB